Экологические доплаты к заработной плате.

Последствия экологических проблем обходится дорого обществу. В зонах экологического бедствия и Семипалатинского полигона - экологический кризис выливается ухудшением состояния здоровья, падает уровень продолжительности жизни.

Для урегулирования прав пострадавших вследствие ядерных испытаний в Семипалатинске и проживающих в зонах экологического кризиса Правительством РК было решено возместить причиненный вред в виде дополнительных выплат и дополнительных дней отпуска.

Baibekova_Zhanar.jpg
Жанар Байбекова, HR-специалист Intercomp Казахстан

Для этого были приняты следующие законы: «Закон РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» от 18 декабря 1992 года и Закон РК «О социальной защите граждан пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» от 30 июня 1992 года. О чем говорит статья 154 Трудового кодекса «Гарантии для работника, осуществляющего трудовую деятельность в зонах экологического бедствия и радиационного риска, устанавливаются законами Республики Казахстан».

Мы видим из статьи 13 Закона РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» от 18 декабря 1992 года, что население, проживающее на территориях, указанных в статьях 5-9, имеет право на дополнительную оплату труда по зонам. Статьей 13 Закона РК «О социальной защите граждан пострадавших экологического бедствия в Приаралье» от 30 июня 1992 года установлено, что населению, проживающему в зоне экологического бедствия, устанавливается оплата труда, стипендии с применением коэффициента за проживание в экологически неблагополучных условиях по зонам. Таким образом, на возмещение работнику неблагоприятного воздействия условий труда на его здоровье и работоспособность вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне и экологического бедствия в Приаралье устанавливается дополнительная оплата труда, экологические доплаты.

Экологические доплаты могут быть следующего вида:

– дополнительная оплата труда (так называемые экологические надбавки к заработной плате);

– дополнительный оплачиваемый отпуск;

– материальная помощь на оздоровление;

– надбавки к пенсии;

– единовременные, одноразовые выплаты.

Справка

Для регулирования прав пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне и проживающих в зоне экологического бедствия применяются следующие нормативно правовые акты:

– Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 251-III;

– Налоговый кодекс;

– Закон РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» от 18 декабря 1992 года;

– Закон РК «О социальной защите граждан пострадавших экологического бедствия в Приаралье» от 30 июня 1992 года;

– Правила и сроки исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, утвержденных постановлением Правительства РК от 18 октября 2013 года №1116;

– Правила исчисления и перечисления социальных отчислений, утвержденные постановлением Правительства РК от 23 апреля 2015 года № 255.

В Законе «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» указаны пять групп населения – в зависимости от дозы загрязнения территорий:

1) Проживающие в зоне чрезвычайного риска. К ней относятся территории Саржалского сельсовета Абайского района, Долонского и Боденелинского сельсоветов Бескарагайского района, населенные пункты Сарапан и Иса Жанасемейского района Семипалатинской области.

Для проживавших на этой территории в период действия полигона предусмотрена единовременная компенсация за ущерб, причиненный ядерными испытаниями, в размере 5,23 МРП (месячный расчетный показатель) за каждый год проживания в период с 1949 по 1965 год и 1,05 МРП – с 1966 по 1990 год.

2) Зона максимального радиационного риска. Сюда входят проживающие в пунктах Абайского, Абралинского, Бескарагайского и Жанасемейского районов Семипалатинской области и Малдарского и Акжарского сельсоветов Майского района Павлодарской области. Здесь величина единовременной компенсации – 2,62 МРП за каждый год в период 1949–1965 годы и по 1,05 МРП с 1966 по 1990 год.

3) Зона повышенного радиационного риска. Это населенные пункты Чубартауского, Новошульбинского, Бородулихинского, Чарского, Жарминского, Аягузского районов, города Семипалатинск и Курчатов, Егиндыбулакский район Карагандинской области, Майский район Павлодарской области, Таврический, Глубоковский, Шемонаихинский, Уланский районы, города Усть-Каменогорск и Лениногорск Восточно-Казахстанской области. Компенсация предусмотрена в размере 1,57 МРП за каждый год периода 1949–1965 годы и 0,79 МРП за последующие годы вплоть до 1990 года.

4) Зона минимального радиационного заражения (от 0,1 до 7 бэр). В нее входят населенные пункты Маканчинского, Урджарского, Таскескенского, Кокпектинского, Аксуатского районов Семипалатинской области, Каркаралинского района Карагандинской области, Лебяжинского района Павлодарской области, Зыряновского, Самарского, Серебрянского, Зайсанского и Тарбагатайского районов Восточно-Казахстанской области. Компенсация – в коридоре 1–0,52 МРП по периодам до 1965 года и после, до 1990 года включительно.

5) Территории с льготным социально-экономическим статусом. К ним относятся населенные пункты Баянаульского района Павлодарской области. Здесь за каждый год с 1949 до 1990-го начисляется по 0,26 МРП.

На надбавку к пенсии и зарплате могут рассчитывать только те, кто относится к первой и второй категориям, то есть проживавшие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного заражения. Первым полагается 2,09 МРП надбавки, вторым – 1,83 МРП. Тем, кто впоследствии выехал в другие районы Казахстана, эта льгота сохраняется.

А вот надбавка к заработной плате (как и дополнительный отпуск) полагается только тем, кто продолжает жить в зонах радиационного риска. Причем величина доплаты такова: для чрезвычайных зон – 2 МРП, для максимальных – 1,75 МРП, повышенной радиации – 1,5 МРП, минимальной – 1,25 МРП и для территорий с льготным социально-экономическим статусом – 1 МРП. Ежегодные дополнительные отпуска соответственно по зонам: первой категории – 14 календарных дней, второй – 12, третьей – 10, четвертой – 7 и пятой – 5 дней. Но если человек выезжает за пределы зоны заражения, то право на надбавку к заработной плате и дополнительный отпуск он утрачивает.

В том случае, если человек приехал в указанные зоны после 1991 года, он тоже не может рассчитывать ни на компенсации, ни на доплаты.

Женщинам, проживающим на территориях, подвергшихся воздействию ядерных испытаний, лист нетрудоспособности по беременности и родам выдается с двадцати семи недель продолжительностью сто семьдесят календарных дней при нормальных родах и сто восемьдесят четыре дня - в случае осложненных родов или при рождении двух и более детей.

Коэффициент для определения размера социальной выплаты по беременности и родам применяется согласно количеству дней, указанному в листе временной нетрудоспособности по беременности и родам:

  • 126 дней применяется коэффициент – 4,2;
  • 140 дней применяется коэффициент – 4,7;
  • 170 дней применяется коэффициент – 5,7;
  • 184 дней применяется коэффициент – 6,2 .

А что касается граждан пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье», Закон определяет 3 зоны:

  • экологической катастрофы;
  • экологического кризиса;
  • экологического предкризисного состояния

Населению, проживающему в зоне экологического бедствия, устанавливаются оплата труда с применением коэффициента за проживание в экологически неблагополучных условиях (экологической катастрофы – 1,5; экологического кризиса – 1,3; экологического предкризисного состояния – 1,2) и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск сверх отпуска, представляемого за работу с вредными условиями труда, по зонам (экологической катастрофы – 12 календарных дней, экологического кризиса – 9, экологического предкризисного состояния – 7 календарных дней).

Также в Законе «О социальной защите граждан пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» говорится о том, что населению, проживающему в зоне экологического бедствия, одновременно с предоставлением трудового отпуска ежегодно оказывается материальная помощь на оздоровление в размере месячной тарифной ставки или должностного оклада сверх действующих выплат. Выплаты производятся ежегодно (согласно пп. 4 п. 1 ст. 13 Закона).

Следовательно, для получения доплаты и дополнительного трудового отпуска по зонам согласно статье 13 Закона достаточно проживать и осуществлять трудовую деятельность в данной зоне. В период осуществления трудовой деятельности за работником признается фактическое место жительство в данном регионе. В этой связи для получения указанных льгот не требуется так называемая «прописка».

Следует заметить, коэффициент, применяемый для пострадавших вследствие экологического бедствия, отличается от применяемого коэффициента пострадавших вследствие ядерных испытаний тем, что коэффициенты за проживание в зонах экологического бедствия применяются к должностным окладам (тарифным ставкам) работников, установленных им в зависимости от занимаемой должности, выполняемой работы.

Оплата экологического отпуска согласно Закону «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне» относится к доходу физического лица в виде выплат гражданам, пострадавшим вследствие экологического бедствия или ядерных испытаний на испытательном ядерном полигоне. В отношении таких выплат законодательством предусмотрена следующая совокупность правил:

1. В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса «Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются выплаты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия или ядерных испытаний на испытательном ядерном полигоне.

Из чего мы понимаем что, указанные выплаты освобождаются от обложения индивидуальным подоходным налогом.

2. Согласно пункта 6 Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, утвержденных постановлением Правительства РК от 18 октября 2013 года №1116, обязательные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд не удерживаются с выплат, установленных пунктом 3 статьи 155, за исключением обязательные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд установленных подпунктом 13) пункта 3 статьи 155, пунктом 1 статьи 156, за исключением установленных подпунктами 10), 13), 26), 26-1) пункта 1 статьи 156, указанных в подпунктах 1), 2), 3), 4), 5) пункта 2 статьи 357 Налогового кодекса.

Мы видим что, обязательные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд не удерживаются с экологических выплат.

3. Cогласно пункту 5 Правил исчисления и перечисления социальных отчислений, утвержденных постановлением Правительства РК, социальные отчисления в Фонд не уплачиваются с доходов, установленных подпунктами 1, 2, 3, 4, 7, 9, 10, 11, 12, 31 пункта 3 статьи 155, подпунктами 12, 18, 24, 30, 32 пункта 1 статьи 156 и подпунктами 4, 5, 6 пункта 2 статьи 357 Налогового кодекса.

Отсюда следует что, с сумм экологических доплат исчисление социальных отчислений не производится.

Подтверждающими документами для начисления экологических доплат является копия экологического удостоверения и заявление работника. Правила выдачи удостоверений утверждены постановлением Правительства РК «О некоторых вопросах выплаты единовременной государственной денежной компенсации гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, и выдачи им удостоверений» от 20 февраля 2006 года № 110.

Кроме удостоверения, подтверждающего право на льготы и компенсацию, можно представить любые документы, в которых указано, что работник с такого-то времени по такое-то находился (родился, жил, учился, работал, проходил службу) именно в зонах радиационного риска. Это могут быть архивные справки аульного, сельского, поселкового Совета народных депутатов, трудовая книжка, диплом, военный билет, свидетельство о рождении или аттестат об окончании школы. Если документы по каким-то причинам вообще отсутствуют, – нужно обращаться в суд с заявлением об установлении юридического факта проживания или службы, обучения, работы в опасной зоне. Потребуются, конечно, и свидетели.

Источник: ФБ Кадры №7-8 (134-135) июль-август 2015