Передача нерезидентом давальческого сырья

Общий смысл операций с давальческим сырьем заключается в том, что владелец сырья имеет цель произвести из своего сырья продукцию, в связи с чем заключает договор с переработчиком, имеющим соответствующие производственные мощности. Согласно договору, переработчик из предоставленного сырья производит продукцию и передает ее поставщику. Узнаем, какие налоговые обязательства возникают у обеих сторон, какие документы необходимы при временном ввозе товаров с территории Таможенного союза.

Olga Ilina.jpg
CAP, Бухгалтер-консультант, ТОО «Интеркомп Казахстан»

Порядок налогообложения и формы налоговой отчетности работ при временном ввозе товаров в Таможенном союзе

Понятие временного ввоза товаров применяется к ввозу товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза, которые в последующем будут вывезены с территории Республики Казахстан без изменения свойств и характеристик ввезенных товаров. А так же ввоз товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза без изменения свойств и характеристик, которые ранее были временно вывезены на территорию государств-членов Таможенного союза и являются не облагаемым импортом в соответствии с пунктом 4 статьи 276-4 Налогового Кодекса РК.

Понятие временного ввоза товаров применяется к ввозу товаров:

1) по договорам имущественного найма (аренды) движимого имущества и транспортных средств;

2) в связи с их передачей в пределах одного юридического лица.

Данные положения не распространяются на транспортные средства, посредством которых оказываются услуги по международным перевозкам, предусмотренным пунктом 2 статьи 244 Налогового Кодекса РК.

Налогоплательщик обязан уведомлять налоговые органы при ввозе (вывозе) товаров, указанных в выше представленных положениях.

При временном ввозе товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза юридическим лицом-нерезидентом, осуществляющим деятельность без образования постоянного учреждения в Республике Казахстан, обязанность по представлению уведомления возникает у налогоплательщика Республики Казахстан, который получил во временное пользование товары.

В случае реализации временно ввезенных товаров, ввоз таких товаров признается облагаемым импортом и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по импортированным товарам с даты принятия на учет таких товаров в порядке и размере, которые определены настоящим Кодексом.

Форма уведомления о ввозе (вывозе) товаров, порядок и сроки его представления в налоговые органы утверждаются уполномоченным органом.

Форма уведомления о ввозе (вывозе) товаров, а так же правила его составления и представления разработаны в соответствии со статьей 276-4 пункта 4 Налогового Кодекса РК и утверждены приказом Министерства Финансов Республики Казахстан от 15 января 2015года №24

Уведомление представляется налогоплательщиком в орган государственных доходов по месту нахождения (жительства) по каждому договору (контракту), на основании которого осуществлен временный ввоз (вывоз) товаров, и коду товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельно.

Уведомление представляется в течение двадцати рабочих дней с даты ввоза на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза временно ввезенных товаров;

При этом уведомление представляется на каждую дату ввоза (вывоза) товаров.

Таможенная процедура временного ввоза (допуска) на территорию Таможенного союза из государств не членов Таможенного союза

Временный ввоз (допуск) является таможенной процедурой, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, определяются в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) решениями Комиссии.

В отношении товаров, по которым не предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, применяется частичное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

При частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза уплачивается три процента суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Сумма ввозных таможенных пошлин, налогов уплачивается при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) за весь установленный период срока действия этой таможенной процедуры или периодически по выбору декларанта, но не реже чем один раз в три месяца. Периодичность уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов определяется декларантом с согласия таможенного органа. Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением, не должна превышать сумму ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), без учета льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

При завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктом 1 статьи 385 Таможенного Кодекса РК суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченные при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, возврату (зачету) не подлежат.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации согласно статьи 387 Таможенного Кодекса РК

Согласно статьи 382 Таможенного Кодекса РК, помещение товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) допускается при условии возможности идентификации товаров, помещаемых под эту таможенную процедуру, при их последующем таможенном декларировании с целью завершения таможенной процедуры временного ввоза (допуска).

Идентификации товаров не требуется в случаях, когда в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза допускается замена временно ввезенных товаров.

Не допускается помещение под таможенную процедуру временного ввоза (допуска):

а) пищевых продуктов, напитков, включая алкогольные, табака и табачных изделий, сырья и полуфабрикатов, расходуемых материалов и образцов, за исключением случаев их ввоза в единичных экземплярах в рекламных и (или) демонстрационных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов;

б) отходов, в том числе промышленных;

в) товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза

Товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации).

Допускается совершение операций с временно ввезенными товарами, необходимых для обеспечения их сохранности, включая ремонтные операции (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при их реэкспорте.

Допускается проведение испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов с временно ввезенными товарами либо использовать их в ходе испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов.

2. Временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта.

3. Допускается передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу:

1) в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, временного ввоза многооборотной (возвратной) тары, предназначенной для упаковки и защиты товаров, предполагаемых к реализации и обороту, если в соответствии с внешнеторговым контрактом данная тара подлежит возврату, в целях проведения в отношении временно ввезенных товаров испытаний, проверок, экспериментов и показа их свойств и характеристик, если в соответствии с внешнеторговым контрактом данные товары подлежат возврату, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза, - без разрешения таможенного органа;

2) в иных случаях - с разрешения таможенного органа

Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать два года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза,

По письменному заявлению декларанта срок временного ввоза товаров может быть продлен таможенным органом в пределах срока двух лет, либо срока, по решению Комиссии, которая может устанавливать сроки более короткие или более продолжительные сроки временного ввоза, чем два года. Для решения вопроса о продлении срока временного ввоза в пределах установленного, декларант не позднее окончания срока временного ввоза представляет в таможенный орган, письменное заявление о необходимости такого продления с приложением подтверждающих документов. Срок рассмотрения заявления о продлении срока временного ввоза не может превышать десять рабочих дней с даты регистрации заявления таможенным органом. На указанный период течение срока временного ввоза приостанавливается. В случае принятия таможенным органом решения о продлении срока временного ввоза указанный срок продлевается с даты окончания предыдущего срока независимо от даты принятия такого решения.

Решение таможенного органа о продлении срока временного ввоза либо об отказе в таком продлении представляется декларанту в письменной форме. При этом при продлении срока временного ввоза на оборотной стороне первого листа экземпляра таможенной декларации, находящегося в таможенном органе, проставляются отметка о продлении срока и дата. Указанная отметка заверяется подписью, личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.

В случае перемещения временно ввезенного товара в режим таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления, ставки ввозных таможенных пошлин, налогов и рыночный курс валют, устанавливаемый в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, определяются на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

В случае, если уплачивались таможенные пошлины, налоги, при частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов, следовательно, ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются в размере разницы исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, и таможенных пошлин, налогов, уплаченных в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска).

Данное положение так же применяется, если до помещения временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, данные товары помещались под таможенную процедуру (процедуры) таможенного склада или размещались на временное хранение.

При помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, в отношении которых применялось полное условное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, за период, когда применялось такое освобождение, проценты не взимаются в соответствии с пунктом 2 статьи 134 Таможенного Кодекса РК.

Порядок налогообложения и формы налоговой отчетности работ по переработке давальческого сырья в Таможенном союзе

Для временного ввоза сырья в режиме переработки давальческого сырья, данная переработка должна соответствовать условиям согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 28 ноября 2010 года № 1261 «Об утверждении условий переработки товаров» и состоять в следующем:

- переработка давальческого сырья на территории Республики Казахстан осуществляется налогоплательщиком Республики Казахстан в собственных, либо арендуемых им производственных помещениях и мощностях;

- наличие документов, подтверждающих ввоз товара на территорию Республики Казахстан (в том числе обязательство о вывозе продуктов переработки) и представление их в налоговый орган по месту нахождения товара или продуктов в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;

- операции по переработке товара осуществляются по одному из двух видов переработки давальческого сырья:

1) при использовании сырья и (или) материалов в производстве для получения продукта (товара) код по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности отличается от кода использованного сырья и (или) материала на уровне любого из первых четырех знаков;

2) при переработке или обработке давальческого сырья, давальческое сырье теряет индивидуальный характер, с сохранением в продуктах переработки характеристик по коду данного давальческого сырья по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза при условии, что при переработке давальческого сырья не осуществляются простые сборочные операции (клепка, сварка, склеивание, сборка и другие подобные операции), переработка продуктов питания организациями общественного питания, операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, упаковка, переупаковка), смешивание товаров, компонентов без придания полученной продукции характеристик, отличающих ее от исходных составляющих на уровне любого из первых четырех знаков по коду Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, получение приплода, выращивание и откорм животных, птиц, рыб, а также выращивание ракообразных и моллюсков, выращивание деревьев и растений, копирование и размножение информации, аудио- и видеозаписей на любые виды носителей информации, использование иностранных товаров как вспомогательных средств в технологическом процессе (оборудование, станки, приспособления и другое).

Срок переработки давальческого сырья, ввезенного на территорию Республики Казахстан с территории, государств-членов Таможенного союза определяется согласно условиям договора (контракта) на переработку давальческого сырья и не может превышать два года от даты принятия на учет и (или) отгрузки давальческого сырья на основании статьи 276-14 Налогового Кодекса РК.

В случае превышения срока, установленного настоящей статьей, давальческое сырье, ввезенное для переработки на территорию Республики Казахстан, в целях налогообложения признается облагаемым импортом и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость с даты ввоза товаров на территорию Республики Казахстан по ставке 12%.

При ввозе давальческого сырья на переработку с территории государств-членов Евразийского экономического союза на территорию Республики Казахстан, налогоплательщик Республики Казахстан, осуществляющий переработку давальческого сырья, представляет в орган государственных доходов по месту нахождения обязательство о вывозе продуктов переработки не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято на учет давальческое сырье.

В случае, если до истечения срока вывоза продуктов переработки, указанных в обязательстве о вывозе продуктов, дополнительным соглашением внесены изменения в договор (контракт) о продлении срока переработки давальческого сырья, то по таким изменениям налогоплательщик путем отзыва ранее представленного обязательства о вывозе продуктов переработки одновременно представляет новое обязательство о вывозе продуктов переработки до истечения срока, указанного в предыдущем обязательстве о вывозе продуктов переработки.

При этом срок переработки давальческого сырья, указанный в обязательстве (обязательствах) о вывозе продуктов переработки, не может превышать два года с даты принятия на учет давальческого сырья. Порядок представления Обязательств (обязательства) о вывозе продуктов переработки, регламентированы Правилами представления обязательств о вывозе (ввозе) продуктов переработки и его исполнения, которые разработаны в соответствии пунктом 3 статьи 282 Налогового Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года

Согласно данным Правилам, обязательство о вывозе продуктов переработки представляется в явочном порядке на бумажном носителе. Обязательство о вывозе продуктов переработки на бумажном носителе представляется в 2-х экземплярах в орган государственных доходов по месту нахождения налогоплательщика, осуществляющего переработку давальческого сырья, один из которых возвращается налогоплательщику с отметкой органа государственных доходов о приеме.

К обязательству о вывозе продуктов переработки прилагаются:

1) документы, подтверждающие ввоз давальческого сырья:

договор (контракт), на основании которого осуществлен ввоз давальческого сырья;

товаросопроводительные документы;

2) заключение соответствующего уполномоченного государственного органа об условиях переработки товаров, предусмотренное пунктом 8 статьи 276-13Налогового кодекса РК.

По результатам исполнения обязательства о вывозе продуктов переработки предоставляется отчет об исполнении обязательства о вывозе продуктов переработки в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем вывоза продуктов переработки, указанного в обязательстве о вывозе продуктов переработки.

Исполнением обязательства о вывозе продуктов переработки является вывоз и (или) реализация продуктов переработки в сроки, установленные налоговым законодательством.

В отчете об исполнении обязательства о вывозе продуктов переработки отражаются следующие данные:

1) сведения о продуктах переработки давальческого сырья, реализованных на территории Республики Казахстан;

2) информация о налогоплательщике Республики Казахстан, который приобрел такие продукты переработки давальческого сырья;

3) сведения о продуктах переработки давальческого сырья, вывезенных на территорию государства-члена Евразийского экономического союза, с территории которого ранее был осуществлен ввоз такого давальческого сырья;

4) сведения о продуктах переработки давальческого сырья, реализованных на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза;

5) сведения о продуктах переработки давальческого сырья, реализованных на территорию государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза;

6) сведения о продуктах переработки давальческого сырья, не вывезенных с территории Республики Казахстан в установленные сроки.

Отчет об исполнении обязательства о вывозе продуктов переработки представляется в явочном порядке на бумажном носителе в 2-х экземплярах в орган государственных доходов по месту нахождения налогоплательщика, осуществившего переработку давальческого сырья, один экземпляр возвращается налогоплательщику с отметкой органа государственных доходов о приеме.

К отчету об исполнении обязательства о вывозе продуктов переработки прилагаются:

1) документы, подтверждающие факт выполнения работ по переработке давальческого сырья:

акты выполненных работ;

счета-фактуры;

2) документы, подтверждающие вывоз продуктов переработки:

договор (контракт), на основании которого осуществлен вывоз продуктов переработки в случае его наличия;

товаросопроводительные документы.

На основании статьи 276-13 Налогового Кодекса РК, работы по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию Республики Казахстан с территории другого государства - члена Таможенного союза с последующим вывозом продуктов переработки на территорию другого государства, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке при соблюдении условий переработки товаров и срока переработки давальческого сырья..

В случае выполнения налогоплательщиком Республики Казахстан работ по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию Республики Казахстан с территории государства - члена Таможенного союза, с последующим вывозом продуктов переработки на территорию того же государства - члена Таможенного союза, подтверждением факта выполнения работ по переработке давальческого сырья налогоплательщиком Республики Казахстан являются:

1) договоры (контракты), заключенные между налогоплательщиками государств - членов Таможенного союза;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ по переработке давальческого сырья;

3) документы, подтверждающие ввоз давальческого сырья на территорию Республики Казахстан (в том числе обязательство о ввозе (вывозе) продуктов переработки);

4) документы, подтверждающие вывоз продуктов переработки с территории Республики Казахстан (в том числе исполнение обязательства о ввозе (вывозе) продуктов переработки);

5) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (на бумажном носителе в оригинале или копии) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде), подтверждающие уплату налога на добавленную стоимость со стоимости работ по переработке давальческого сырья.

В случае вывоза продуктов переработки давальческого сырья на территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, заявление либо перечень заявлений, указанные в настоящем подпункте, не представляются;

6) документы, подтверждающие поступление валютной выручки на банковские счета налогоплательщика в банках второго уровня на территории Республики Казахстан, открытые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

7) заключение соответствующего уполномоченного государственного органа об условиях переработки товаров.

В случае выполнения налогоплательщиком Республики Казахстан работ по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию Республики Казахстан с территории одного государства - члена Таможенного союза, с последующей реализацией продуктов переработки на территорию другого государства - члена Таможенного союза, для подтверждения факта выполнения работ по переработке давальческого сырья налогоплательщиком Республики Казахстан представляются:

1) договоры (контракты) на переработку давальческого сырья, на поставку готовой продукции, заключенные между налогоплательщиками государств - членов Таможенного союза;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ по переработке давальческого сырья;

3) акты приема-сдачи давальческого сырья и готовой продукции;

4) документы, подтверждающие ввоз давальческого сырья на территорию Республики Казахстан (в том числе обязательство о ввозе (вывозе) продуктов переработки);

5) документы, подтверждающие вывоз продуктов переработки с территории Республики Казахстан (в том числе исполнение обязательства о ввозе (вывозе) продуктов переработки);

6) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, подтверждающее уплату налога на добавленную стоимость со стоимости работ по переработке давальческого сырья, полученное от собственника давальческого сырья;

7) заключение соответствующего уполномоченного государственного органа об условиях переработки товаров;

8) документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 635 настоящего Кодекса, подтверждающие поступление валютной выручки на банковские счета налогоплательщика в банках второго уровня на территории Республики Казахстан, открытые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

В случае выполнения налогоплательщиком Республики Казахстан работ по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию Республики Казахстан с территории одного государства - члена Таможенного союза, с последующей реализацией продуктов переработки на территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, для подтверждения факта выполнения работ по переработке давальческого сырья налогоплательщиком Республики Казахстан представляются:

1) договоры (контракты), заключенные между налогоплательщиками государств - членов Таможенного союза;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ по переработке давальческого сырья;

3) документы, подтверждающие ввоз давальческого сырья на территорию Республики Казахстан (в том числе обязательство о ввозе (вывозе) продуктов переработки);

4) документы, подтверждающие вывоз продуктов переработки с территории Республики Казахстан (в том числе исполнение обязательства о ввозе (вывозе) продуктов переработки);

5) копия декларации на товары, оформленной при вывозе товаров на территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, в таможенной процедуре экспорта, заверенной таможенным органом государства-члена Таможенного союза, осуществившим таможенное декларирование;

5-1) декларация на товары в виде электронного документа, по которой в информационных системах налоговых органов имеется уведомление таможенных органов о фактическом вывозе товаров, также являющаяся документом, подтверждающим экспорт товаров. При наличии декларации на товары в виде электронного документа, предусмотренной настоящим подпунктом, представление документа, установленного подпунктом 5) пункта 4 настоящей статьи, не требуется;

6) документы, подтверждающие поступление валютной выручки на банковские счета налогоплательщика в банках второго уровня на территории Республики Казахстан, открытые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

7) заключение соответствующего уполномоченного государственного органа об условиях переработки товаров.

Работы по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию Республики Казахстан с территории другого государства - члена Таможенного союза с последующей реализацией продуктов переработки на территории Республики Казахстан, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке, установленной пунктом 1 статьи 268 Налогового Кодекса РК, то есть по ставке 12%.

Заключение соответствующего уполномоченного государственного органа об условиях переработки товаров должно содержать следующие сведения:

1) наименования, классификацию товаров и продуктов переработки в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, их количество и стоимость;

2) дату и номер договора (контракта) на переработку, срок переработки;

3) нормы выхода продуктов переработки;

4) характер переработки;

5) сведения о лице, осуществляющем переработку.

По мотивированному запросу лица с разрешения налогового органа допускается замена продуктов переработки товарами, произведенными переработчиком ранее, если они совпадают по своему описанию, количеству, стоимости, качеству и техническим характеристикам с продуктами переработки.

Следует отметить, что при не исполнении обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан, налогоплательщиками при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе, а также невыполнение лицами требований, установленных законодательством Республики Казахстан согласно статье 287 КоАП, предусмотрена административная ответственность по следующим нарушениям:

Непредставление налогоплательщиком в орган государственных доходов обязательств о ввозе (вывозе) продуктов переработки и их неисполнение, предусмотренные налоговым законодательством Республики Казахстан, -

влекут штраф на физических лиц в размере пятидесяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей.

Не уведомление либо несвоевременное уведомление органов государственных доходов в следующих случаях:

1) при временном ввозе товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза, которые в последующем будут вывезены с территории Республики Казахстан без изменения свойств и характеристик ввезенных товаров;

2) при временном вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств-членов Таможенного союза, которые в последующем будут ввезены на территорию Республики Казахстан без изменения свойств и характеристик вывезенных товаров, -

влекут штраф на физических лиц в размере пятидесяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства - в размере ста пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей.

Нарушение установленных налоговым законодательством Республики Казахстан сроков переработки давальческого сырья вывезенного с территории Республики Казахстан на территорию государства-члена Таможенного союза, а также ввезенного на территорию Республики Казахстан с территории государства-члена Таможенного союза, -

влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере пятнадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти процентов от суммы начисленных налогов.

Временный ввоз товаров, давальческого сырья на территорию Таможенного союза из государств не членов Таможенного союза

При временном ввозе товаров, а так же для переработки, давальческого сырья на территорию Таможенного союза из государств не членов Таможенного союза, применяется таможенная процедура переработки на таможенной территории

Переработка на таможенной территории - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Помещение товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории допускается, согласно статье 344 Таможенного Кодекса РК, при условии:

1) предоставления документа об условиях переработки товаров на таможенной территории, выданного уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза и содержащего сведения, определенные статьей 348 Таможенного Кодекса РК.

Согласно статьи 348 Таможенного Кодекса РК, документ об условиях переработки товаров на таможенной территории, выдаваемый уполномоченным государственным органом Республики Казахстан, может получить любое лицо.

Документ об условиях переработки товаров на таможенной территории должен содержать следующие сведения о (об):

1) лице, которому выдан документ;

2) лице (лицах), которое (которые) будет (будут) непосредственно совершать операции по переработке;

3) наименовании, классификации иностранных товаров и продуктов их переработки в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, их количестве и стоимости;

4) документах, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки либо иных документах, подтверждающих право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешне экономической сделки;

5) нормах выхода продуктов переработки;

6) операциях по переработке товаров, способах их совершения;

7) способах идентификации товаров;

8) наименовании, классификации остатков и отходов в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, их количестве и стоимости;

9) сроке переработки товаров на таможенной территории;

10) замене эквивалентными товарами, если такая замена допускается;

11) возможности дальнейшего коммерческого использования отходов;

12) таможенном органе (таможенных органах), в котором (которых) предполагается помещение товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории и завершение этой таможенной процедуры.

На основании статьи 345 Таможенного кодекса РК, операции по переработке товаров в таможенной процедуре переработки на таможенной территории включают:

1) переработку или обработку товаров, при которой иностранные товары теряют свои индивидуальные характеристики;

2) изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку;

3) ремонт товаров, включая восстановление, замену составных частей;

4) использование в качестве сырья товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки. Данная операция должна быть совершена одновременно с одной из операций, указанных в подпунктах 1) - 3) настоящего пункта.

К операциям по переработке товаров не относятся:

1) операции по обеспечению сохранности товаров при подготовке их к продаже и транспортировке;

2) получение приплода, выращивание и откорм животных, птиц, рыб, а также выращивание ракообразных и моллюсков;

3) выращивание деревьев и растений;

4) копирование и размножение информации, аудио- и видеозаписей на любые виды носителей информации;

5) использование иностранных товаров как вспомогательных средств в технологическом процессе (оборудование, станки, приспособления и другое)

Отходы, образовавшиеся в результате переработки иностранных товаров на таможенной территории, подлежат помещению под иную таможенную процедуру, за исключением случая, когда указанные отходы переработаны в состояние, не пригодное для их дальнейшего коммерческого использования. При этом под отходами понимаются товары, которые образовались в результате совершения операции по переработке иностранных товаров на таможенной территории, кроме продуктов переработки. Для таможенных целей указанные отходы рассматриваются как товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза в этом состоянии.

Остатки товаров, образовавшиеся в результате совершения операций по переработке, в соответствии с нормами выхода подлежат помещению под иную таможенную процедуру. При этом под остатками товаров понимаются товары, которые не использовались при совершении операций по переработке товаров согласно статьи 351 Таможенного Кодекса РК.

Срок переработки товаров на таможенной территории не может превышать три года на основании статьи 347 Таможенного Кодекса РК.

Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а при таможенном декларировании товаров отдельными партиями (несколькими партиями) - со дня помещения под эту таможенную процедуру первой партии товаров.

Срок переработки товаров на таможенной территории включает в себя:

1) продолжительность производственного процесса переработки товаров;

2) время, необходимое для фактического вывоза продуктов переработки и совершения таможенных операций, связанных с распоряжением отходами и остатками иностранных товаров.

Срок переработки товаров на таможенной территории может быть продлен в пределах срока два года.

Для решения вопроса о продлении срока переработки товаров в пределах трех лет декларант не позднее окончания срока переработки представляет в таможенный орган, осуществляющий контроль, письменное заявление о необходимости такого продления с приложением документов, подтверждающих целесообразность продления срока переработки.

Заявление декларанта о продлении срока переработки товаров должно быть рассмотрено таможенным органом в течение десяти рабочих дней с даты регистрации заявления таможенным органом. На указанный период течение срока переработки приостанавливается. В случае принятия таможенным органом решения о продлении срока переработки указанный срок продлевается с даты окончания предыдущего срока независимо от даты принятия такого решения.

Решение таможенного органа о продлении срока переработки товаров на таможенной территории Таможенного союза либо об отказе в таком продлении доводится до сведения декларанта в письменной форме.

При продлении срока переработки товаров на таможенной территории Таможенного союза на оборотной стороне первого листа экземпляра таможенной декларации, находящегося в таможенном органе, проставляются отметка о продлении срока и дата. Указанная отметка заверяется подписью, личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.

В случае отказа в продлении срока переработки товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, подлежат помещению под иную таможенную процедуру в течение пятнадцати рабочих дней с даты принятия таможенным органом решения о таком отказе.

Действие таможенной процедуры переработки на таможенной территории может завершиться до истечения срока переработки товаров помещением продуктов переработки, иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, остатков и отходов, образовавшихся в результате переработки в следующие таможенные процедуры:

1) под таможенную процедуру реэкспорта в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным Кодексом РК

2) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры транзита, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом. При этом в отношении продуктов переработки меры нетарифного регулирования не применяются.

3) под таможенные процедуры таможенного склада или временного ввоза в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным Кодексом РК.

При помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления уплачиваются суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, исчисленные в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории и использованных для изготовления продуктов переработки в соответствии с нормами их выхода.

При помещении продуктов переработки и (или) иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, рыночный курс валют, устанавливаемый в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, определяются на день регистрации таможенным органом налогоплательщику таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории.

С сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченных при помещении продуктов переработки и (или) иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, проценты не начисляются в соответствии с пунктом 2 статьи 134 Таможенного Кодекса РК.

Лицо, поместившее товары под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, в течение тридцати календарных дней со дня окончания срока переработки обязано представить в таможенный орган, осуществляющий контроль, отчет о применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории.

Форма отчета о применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории утверждается уполномоченным органом в сфере таможенного дела.

Хочу обратить внимание на следующую ситуацию: Компания-нерезидент РК, не имеющая постоянного учреждения, зарегистрированного на территории РК, передает давальческое сырье на переработку налогоплательщику РК с намерением дальнейшей реализации от своего имени переработанного сырья на территории РК. В данном случае, согласно Налогового кодекса РК, если иное не установлено международным договором, постоянным учреждением нерезидента в Республике Казахстан признается, в том числе, подпункту 7 пункта 1 статьи 191 место реализации товаров на территории Республики Казахстан, через которое он осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан, независимо от сроков осуществления деятельности.

Постоянное учреждение нерезидента – это наличие места осуществления предпринимательской деятельности, через которое иностранная компания проводит всю или часть своей коммерческой деятельности.

В соответствии с пунктом 8 статьи 191 Налогового кодекса РК нерезидент, осуществляющий предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан, приводящую к образованию постоянного учреждения, обязан зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности.

Пунктом 3 статьи 200 Налогового кодекса РК определено, что доходы юридического лица-нерезидента, не зарегистрированного в налоговых органах в качестве налогоплательщика в нарушение требований статьи 562 Налогового кодекса, получаемые от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение, подлежат обложению корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов по ставке, установленной подпунктом 1 статьи 194 Налогового кодекса РК (20%).

На основании вышеизложенного, Компания нерезидент РК для реализации товаров на территории Республики Казахстан в независимости от сроков осуществления деятельности, должна зарегистрироваться в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности и оплатить самостоятельно налог на прибыль 20 %, налог на чистый доход 15% возникший от полученных доходов на территории Республики Казахстан.

В случае если нерезидент не зарегистрировался в налоговом органе Республики Казахстан, то при приобретении у него товаров на территории Республики Казахстан, у Покупателя возникают обязательства по удержанию и уплате в бюджет КПН у источника выплаты в размере 20%.

Источник: Журнал «Нерезиденты: учет, налоги, право», № 1 (115) январь 2016