В выпуске:
-
Автоматизированный контроль выписки ЭСФ в проекте нового налогового кодекса
-
О сохранении базовой ставки на уровне 14,25%
-
Разработан Консультативный документ по регулированию электронной торговли
-
Разработаны Правила возврата НДС с использованием цифрового тенге
-
С 1 сентября ИП на СНР СМП могут платить ОПВ, СО, ВОСМС по 1%
1. Механизм принудительной постановки на учет по НДС
Источник: https://www.gov.kz/memleket/entities/kgd/press/news/details/826288?lang=ru
Пресс служба КГД МФ РК
Комитетом государственных доходов пересмотрен порядок выявления налогоплательщиков, не подавших заявления о постановке на регистрационный учет по НДС.
Теперь достоверность нарушений будет подтверждаться налоговой проверкой. По итогам проверки работники органов государственных доходов определят, действительно ли предпринимателем не выполнено обязательство по постановке на регистрационный учет по НДС.
Только по окончании тематической налоговой проверки будут приняты соответствующие меры, в т.ч. будут сформированы и направлены уведомления об устранении нарушений налогового законодательства, а также будут приняты меры по привлечению к административной ответственности.
2. Автоматизированный контроль выписки ЭСФ в проекте нового налогового кодекса
Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36384253
Пресс служба Zakon.kz
В проекте Налогового кодекса государственные органы предложили запустить систему по НДС «e-Tamga». Предполагается, что это решение, основанное на простых расчетах, обеспечит прозрачность и надежность всех операций по НДС.
Главной особенностью «e-Tamga» является то, что система будет вести автоматический параллельный учет по НДС, аналогично расчетам в форме 300, но в упрощенном виде и в онлайн режиме. Если говорить более понятным для бухгалтеров языке - то весь дебетовый НДС (НДС по приобретениям внутри Казахстана из входящих ЭСФ, НДС на импорт из ДТ, а также НДС за нерезидента из вновь вводимых ЭСФ «сам на себя») будет аккумулироваться брутто, без учета требований Налогового кодекса по разрешенному зачету, как общий дебет, из которого будет вычитаться НДС по реализации из выписанных ЭСФ. Такой баланс будет вестись постоянно в режиме реального времени, и основная задача - позволять выписывать ЭСФ только в пределах положительного баланса.
Как только баланс будет использован - система не даст выписать последующие ЭСФ. Такой механизм исключает возможность фиктивных сделок и уклонение от уплаты НДС в принципе, что несомненно является одним из главных приоритетов налоговой политики Казахстана.
Если при отсутствии положительного баланса налогоплательщик захочет выписать ЭСФ, он должен будет заранее оплатить т.н. «балансовый» или «авансовый» платеж по НДС на свой транзитный счет в органах казначейства.
Так, система «е-Tamga» подразумевает собой «чистоту» (законность) всех счетов-фактур, что способно исключить долгоиграющую проблему возврата дебетового сальдо по НДС.
Ожидалось, что с ее внедрением возврат будет работать без проверок, поскольку система уже отсекает все фиктивные процессы.
Однако на текущий момент тема введения ускоренного возврата без проверок не нашла отражения в проекте Налогового кодекса.
3. Еще два участника добавлены в эксперимент по внешней электронной торговле
Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36000398&pos=5;-110#pos=5;-110
Пресс служба Zakon.kz
В настоящее время проводится эксперимент в области внешней электронной торговли в отношении товаров электронной торговли, предназначенных для реализации физическим лицам и товаров электронной торговли, приобретенных физическими лицами.
Реализация эксперимента в Казахстане осуществляется в зоне деятельности Департаментов государственных доходов по городам Астана, Алматы и Департамента государственных доходов по Актюбинской области. Теперь участниками эксперимента стали также зоны деятельности Департаментов государственных доходов по Алматинской области и области Жетісу.
При таможенном декларировании товаров электронной торговли, приобретенных физическими лицами, применяется иной электронный документ, признаваемый в рамках эксперимента таможенной декларацией.
Форма такого иного электронного документа изменена и уточнен порядок ее заполнения с учетом сведений индивидуальной накладной.
Иной электронный документ используется операторами электронной торговли и содержит сведения, необходимые для выпуска товаров.
Также отмечено, что при заполнении в ином электронном документе графы «Код товара по ТН ВЭД ЕАЭС» в случае отсутствия у оператора электронной торговли сведений о коде ТН ВЭД допускается указание 000 000.
4. При МТСЗН создан Комитет государственной инспекции труда
Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34576383&pos=11;-48#pos=11;-48
Пресс служба Zakon.kz
В связи с созданием нового Комитета Министерство труда и социальной защиты населения РК (далее - МТСЗН) имеет следующие ведомства:
1) Комитет по миграции МТСЗН РК;
2) Комитет государственной инспекции труда МТСЗН РК;
3) Комитет регулирования и контроля в сфере социальной защиты населения МТСЗН РК.
Также созданы территориальные подразделения Комитета государственной инспекции труда и Комитета регулирования и контроля в сфере социальной защиты населения по городам Астана, Алматы, Шымкент и областям.
В результате передачи инспекции труда из местных исполнительных органов в ведение МТСЗН будет усилен государственный контроль за соблюдением трудового законодательства. Это, в свою очередь, будет способствовать обеспечению защиты прав и интересов работников, безопасных условий труда на предприятиях страны, а также снижению рисков возникновения трудовых споров и конфликтов.
Изменения внесены постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 августа 2024 года № 628 и вступили в действие со дня подписания постановления
5. С 2025 года будут действовать новые Правила выдачи разрешения трудовому иммигранту
Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38192108
Пресс служба Zakon.kz
В целях совершенствования порядка выдачи и продления разрешения трудовому иммигранту в новой редакции изложены Правила выдачи, продления и отзыва разрешения трудовому иммигранту (далее - Правила), ранее утвержденные приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 15 апреля 2022 года № 123.
Новый документ дополнен рядом понятийных определений, используемых в Правилах.
Также определен порядок оказания государственной услуги «Выдача, продление и отзыв разрешения трудовому иммигранту» через портал электронного правительства, а также через платформу migration.enbek.kz.
Кроме того, упрощен механизм выдачи разрешения трудовым иммигрантам сроком до 12 месяцев, а также определены основания отказов в выдаче и продлении разрешения.
Работодатель при привлечении трудового иммигранта, получившего разрешение, будет обязан внести информацию о заключении и прекращении с работником трудового договора в единую систему учета трудовых договоров либо заключить с ним трудовой договор на веб-портале «hr.enbek.kz».
Вместе с тем, регистрация трудовых договоров между работодателем и трудовым иммигрантом, будет осуществляться услугодателем автоматизированной информационной системе «Иностранная рабочая сила».
Изменения внесены приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 31 июля 2024 года № 288 и вводятся в действие с 1 января 2025 года.
6. Разработан Консультативный документ по регулированию электронной торговли
Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36671263
Пресс служба Zakon.kz
Министерством национальной экономики РК подготовлен Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее - КДРП), в рамках которого рассмотрены следующие вопросы:
1) отсутствие в действующем законодательстве таможенного регулирования категории товаров - товары электронной торговли;
2) отсутствие таможенного декларирования товаров электронной торговли.
В настоящее время в таможенном законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие таможенные правоотношения, возникающие между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности в части внешней электронной торговли. В связи с чем, возникала необходимость выделения в законодательстве правил таможенного администрирования товаров, приобретаемых физическими лицами на зарубежных интернет-площадках, в отдельный блок с введением института уполномоченных операторов электронной торговли.
Вносимые изменения и дополнения в таможенное законодательство позволят осуществлять таможенное администрирование и статистический учет всего объема товаров, приобретаемых физическими лицами на зарубежных интернет-площадках путем декларирования таких товаров операторами электронной торговли.
Также на текущий период товары, приобретенные физическими лицами на зарубежных интернет-площадках и пересылаемые в международных почтовых отправлениях, не подлежат таможенному декларированию, за исключением случаев превышения порога беспошлинного ввоза товаров для личного пользования.
7. Новый портал органов государственных доходов с 19 августа 2024
Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36857193
Пресс служба Zakon.kz
Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - КГД) разработана новая информационная система налогового администрирования (ИСНА).
Новый Портал доступен для пользователей по ссылке https://portal.kgd.gov.kz.
На Портале имеется возможность получения налоговых и таможенных государственных услуг (регистрация НП, регистрационный учет лица, занимающегося ЧСИ, прием таможенных деклараций и др.), также размещены сервисы по поиску НП, калькулятор, опросники, бланки ФНО и прочее.
КГД приглашает ознакомиться с Порталом и поделиться своим мнением через сервис «Обратная связь», а также по номеру 8(7172)73 55 11 и +7(705) 956 53 71.
8. Разработаны Правила возврата НДС с использованием цифрового тенге
Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35292155
Пресс служба Zakon.kz
Министерством финансов РК разработан проект Правил и сроков реализации пилотного проекта по модернизации и совершенствованию оказания государственной услуги «Возврат налога на добавленную стоимость из бюджета» («Цифровой НДС»).
В рамках реализации пилотного проекта предусмотрено, что налогоплательщик - участник пилотного проекта должен будет:
- открыть цифровой счет в Системе через БВУ;
- проводить расчеты с поставщиками с использованием цифрового тенге;
- исполнять обязательства по уплате НДС в бюджет с использованием цифрового тенге;
- представлять требование о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС.
Налогоплательщик становится участником пилотного проекта с момента подтверждение платежа в цифровых тенге.
Для пополнения цифрового счета налогоплательщик - участник пилотного проекта приобретает цифровые тенге за счет денежных средств на текущем банковском счете.
Расчеты по приобретенным товарам между налогоплательщиками-участниками пилотного проекта будут осуществляться путем использования цифровых счетов в Системе.
Право на возврат суммы превышения НДС будут иметь следующие налогоплательщики - участники пилотного проекта:
1) реализующие товары на экспорт;
2) реализующие горюче-смазочные материалы иностранным авиакомпаниям, выполняющим международные полеты, международные воздушные перевозки, для заправки воздушных судов;
3) реализующие НБ аффинированное золото, произведенное из сырья, добытого налогоплательщиком самостоятельно или приобретенного в собственность с целью переработки.
Возврат суммы превышения НДС производится на основании требования о возврате суммы превышения НДС, указанного в декларации по НДС за налоговый период, в течение 15 рабочих дней без проведения налоговой проверки.
9. Ограничения по беззалоговым банковским займов и микрокредитам
Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37972191
Пресс служба Zakon.kz
Требования к сумме потребительского банковского займа и потребительского микрокредита разработаны в соответствии с пунктом 5-4 статьи 34 Закона РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и пунктом 2-1 статьи 4 Закона РК «О микрофинансовой деятельности» и определяют требования к сумме потребительского банковского займа, выдаваемого банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и потребительского микрокредита, выдаваемого организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность.
Сумма потребительского банковского займа, выдаваемого банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, выдается в размере:
- по беззалоговому банковскому займу - не более 2 200 МРП (не более 8 122 400 тенге в 2024 г.);
- по банковскому займу, обеспеченному залогом, - без ограничений.
Сумма потребительского микрокредита, выдаваемого организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность, выдается в размере:
- по беззалоговому микрокредиту - не более 1 100 МРП (не более 4 061 200 тенге в 2024 г.);
- по микрокредиту, обеспеченному залогом - в пределах сумм, установленных пунктом 1-1 статьи 3 Закона РК «О микрофинансовой деятельности»: предоставляемых ломбардами - до 8 000 МРП (29 536 000 тенге), микрофинансовыми организациями - до 20 000 МРП (73 840 000 тенге).
Данные нововведения позволят ограничить выдачу беззалоговых потребительских займов на крупные суммы, что будет способствовать снижению долговой нагрузки и закредитованности населения.
10. Утверждены предельные ставки вознаграждения по займам и микрокредитам
Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36298880
Пресс служба Zakon.kz
Размеры годовой эффективной ставки вознаграждения определены в следующих пределах:
1) при предоставлении банками второго уровня, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций:
- по беззалоговым банковским займам - 46%;
- по банковским займам, обеспеченным залогом,- 35%;
- по ипотечным жилищным займам - 25%;
2) при предоставлении организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность:
- по микрокредитам - 46%;
- по микрокредитам на срок до 45 календарных дней, в размере не более 45-кратного размера МРП, - менее 0,3% в день, но не более 179%.
На дату заключения договора банковского займа, договора о предоставлении микрокредита, изменения ставки вознаграждения по банковскому займу, микрокредиту и (или) изменения или введения новых комиссий и иных платежей, связанных с выдачей и обслуживанием банковского займа, годовая эффективная ставка вознаграждения не может превышать установленный предельный размер.
11. Погашение задолженности будет производиться через «Цифрового судебного исполнителя»
Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35439303
Пресс служба Zakon.kz
Министерство юстиции РК запускает «Цифрового судебного исполнителя» по всей территории Республики Казахстан.
Такая возможность для населения предоставляется в рамках нового института упрощенного производства, инициированного Министерством юстиции.
Соответствующие изменения в законодательстве приняты по поручению Главы государства по снижению закредитованности граждан и дальнейшей цифровизации работы органов юстиции.
Если ранее, при несвоевременном погашении задолженности гражданам приходилось оплачивать частному судебному исполнителю дополнительно до 25 % от суммы штрафа, то теперь граждане будут освобождены от этих расходов и визитов к ним.
Так, после возбуждения упрощенного производства суммой до 20 МРП граждане будут получать СМС сообщения от 1414 и push-уведомления в EGov Mobile с детальной информацией о деле.
Для удобства граждан доступна онлайн оплата задолженности с автоматическим снятием всех мер обеспечения (аресты). Таким образом, человеческий фактор полностью исключается.
12. Из ИС ЭСФ будут передаваться сведения органам госаудита и финконтроля
Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32657954
Пресс служба Zakon.kz
Комитетом государственных доходов МФ РК разработан проект приказа о внесении изменений в Перечень представляемых органами государственных доходов уполномоченному органу внешнего государственного аудита и финансового контроля сведений о налогоплательщике (налоговом агенте), составляющих налоговую тайну, без получения письменного разрешения налогоплательщика (налогового агента).
Целью проекта является представление сведений о выписанных счетах-фактурах уполномоченному органу внешнего государственного аудита и финансового контроля а также определения порядка взаимодействия по представлению сведений.
В частности, из электронного счета-фактуры будут передаваться следующие сведения:
- реквизиты поставщика;
- реквизиты получателя;
- реквизиты грузоотправителя и грузополучателя;
- данные по товарам, работам, услугам, в том числе наименование, признак происхождения товара, код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, единица измерения, количество, цена, стоимость, акциз, налог на добавленную стоимость, ссылка на таможенную декларацию (при импорте), дата совершения оборота.
13. Законопроект по МЗП и МРП на 2025 год
https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31760025
Пресс служба Zakon.kz
Опубликован проект Закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2025 - 2027 годы», в рамках которого предусмотрено установить с 1 января 2025 года:
1) минимальный размер заработной платы - 85 000 тенге;
2) месячный расчетный показатель - 3 932 тенге;
3) минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты - 32 360 тенге;
4) минимальный размер пенсии - 62 771 тенге;
5) величину прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат - 46 228 тенге.
Законопроектом определено, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учетом повышения их размеров с 1 января 2025 года на 8,5 %.
Также предлагается установить с 1 января 2025 года размер взносов государства на обязательное социальное медицинское страхование, подлежащих уплате в Фонд социального медицинского страхования, - 2 % от объекта исчисления взносов государства.
14. С 1 сентября ИП на СНР СМП могут платить ОПВ, СО, ВОСМС по 1%
https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37817426
Пресс служба Zakon.kz
С 1 сентября 2024 года Оператор интернет-платформы (далее - Оператор) будет производить удержание обязательных пенсионных взносов (ОПВ), социальных отчислений (СО), взносов на ОСМС и индивидуального подоходного налога (ИПН) с доходов исполнителей, являющихся индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения (далее - ИП на СНР СМП), и перечисление удержанных сумм.
Ставка социальных отчислений, подлежащих уплате Оператором за исполнителей, являющихся ИП на СНР СМП, определяется по выбору самого исполнителя в размере 1% от объекта исчисления социальных отчислений или в размере 3,5 % от объекта исчисления социальных отчислений.
Ставка обязательных пенсионных взносов, подлежащих уплате Оператором за исполнителей, являющихся ИП на СНР СМП, определяется по выбору самого исполнителя в размере 1% от дохода, принимаемого для исчисления ОПВ, или в размере 10% от дохода, принимаемого для исчисления ОПВ.
Под доходом, принимаемым для исчисления ОПВ, понимается доход, полученный исполнителями, являющимися ИП на СНР СМП, за оказанные услуги или выполненные работы.
Ставка взносов на ОСМС, подлежащих уплате Оператором за исполнителей, являющихся ИП на СНР СМП, определяется по выбору в размере 1% от объекта исчисления взносов или в размере 5% от объекта исчисления взносов.
Изменения в Социальный кодекс и Закон РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» вводятся в действие с 1 сентября 2024 года в соответствии с Законом РК от 1 июля 2024 года № 104-VIII
15. О сохранении базовой ставки на уровне 14,25%
Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33911351
Пресс служба Zakon.kz
Комитет по денежно-кредитной политике Национального Банка Республики Казахстан принял решение сохранить базовую ставку на уровне 14,25% годовых с коридором +/- 1 п.п.
Очередное плановое решение Комитета по денежно-кредитной политике Национального Банка Республики Казахстан по базовой ставке будет объявлено 11 октября 2024 года в 12:00 по времени Астаны.