Ключевые новости выпуска:
- Изменения в налоговом законодательстве в 2024 г.
- Единый совокупный платеж: что делать в 2024 году гражданам, ранее уплачивающим ЕСП
- Что нужно знать о мобильных переводах в 2024 году
- СНТ: изменены форма, Правила выписки, Перечень товаров
- Утверждены МРП, МЗП и другие расчетные показатели на 2024 год
- Поэтапное введение обязательных пенсионных взносов работодателей начнется с 2024 г.
- Отмена ЕСП
- 3 этап всеобщего декларирования
- Утверждены Правила осуществления, приостановления, возобновления и прекращения
- профессиональной выплаты за счет средств работодателя
- Утвержден Производственный календарь на 2024 год
- Установлена квота на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой
- деятельности на территории РК на 2024 год
1. Изменения в налоговом законодательстве в 2024 году
Источник: https://www.gov.kz/memleket/entities/kgd/press/news/details/680611?lang=ru
Пресс служба КГД МФ РК
Главой государства 12.12.2023г. подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон РК «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)», предусматривающий следующие изменения и дополнения:
- исключение обязанности по хранению в течение пяти лет с даты печати или полного заполнения сменных отчетов, книги учета наличных денег и товарных чеков, а также чеков аннулирования, возврата и контрольных чеков, по которым проведены операции аннулирования и возврата для налогоплательщиков, применяющих контрольно-кассовые машины с функцией передачи данных (вводится в действие с 1 января 2024 года);
- введение обязательства организаторов игорного бизнеса, осуществляющего деятельность букмекерской конторы и (или) тотализатора, представлять в Комитет сведения об участниках азартной игры и пари, и их выигрышах путем интеграции информационных систем (вводится в действие по истечении 60 дней со дня первого официального опубликования);
- предоставление права органам государственных доходов передавать сведения для использования их в ИАС «Smart Data Ukimet» при отборе субъектов контроля на проверку без человеческого участия в автоматическом режиме (вводятся в действие с 1 января 2024 года);
- ведение обязанности налогоплательщика при подтверждении местонахождения представить в явочном порядке в орган государственных доходов письменное пояснение о причинах отсутствия в момент налогового обследования, с приложением копий документов и оригинала (для сверки) или нотариально засвидетельствованных копий документов (вводятся в действие с 1 января 2024 года);
- по камеральному контролю (вводятся в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования):
· исключение обязательства налогоплательщика в представлении документов с приложением выписок из регистров налогового и бухгалтерского учета и документов, относящихся к указанным нарушениям, к пояснению о несогласии с нарушениями, выявленными по результатам камерального контроля;
· замена обязанности налогоплательщика по приложению копий документов, подтверждающих факт осуществления операций (сделок), указанных в нарушениях, на обязанность по указанию обстоятельств, подтвержденных документами по осуществлению операций (сделок), указанных в уведомлении;
· исключение обязательства по предоставлению пояснения с указанием обстоятельств несогласия и обязательным приложением документов для уведомлений со средним уровнем риска, с сохранением данного обязательства только для уведомлений с высоким риском;
· исключение права органов государственных доходов по вынесению решения о признании уведомления неисполненным по уведомлениям со средней степенью риска, с сохранением такого права только по уведомлениям с высокой степенью риска;
· исключение из числа оснований для приостановления расходных операций по банковским счетам налогоплательщика - наличие решения органа государственных доходов о признании неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;
· отмена распоряжения о приостановлении расходных операций по банковским счетам в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем устранения причин приостановления расходных операций по банковским счетам;
· дополнение основанием для проведения тематической проверки вопрос определения налогового обязательства по взаиморасчетам с налогоплательщиком (налогоплательщиками), в отношении которого (которых) органом государственных доходов применены ограничения, по выписке электронных счетов фактур;
· замена оснований для проведения тематической проверки в части «неисполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) уведомления» на «подтверждения наличия нарушений, указанных в уведомлении».
- Информирование налогоплательщиков о решении об ограничении выписки электронных счетов-фактур следующими дополнительными способами: по почте заказным письмом с уведомлением или налогоплательщику под роспись;
предоставление возможности направления налогоплательщиком (налоговым агентом) жалобы на уведомление о результатах проверки, посредством портала электронного правительства, а также направление органом государственных доходов решения по жалобе в электронном виде, с удостоверением посредством электронной цифровой подписи;
По корпоративному подоходному налогу:
- уточнение редакции в части, что не относятся на вычеты затраты по нематериальным услугам, приобретенным у нерезидента – взаимосвязанной стороны управленческих, консультационных, консалтинговых, аудиторских, дизайнерских, юридических, бухгалтерских, адвокатских, рекламных, маркетинговых, франчайзинговых, финансовых (за исключением расходов по вознаграждению), инжиниринговых, агентских услуг, роялти, права на использование объектов интеллектуальной собственности исключительно когда такой нерезидент – взаимосвязанная сторона зарегистрирован в государстве со льготным налогообложением.
Данное условие также распространяется на связанную норму в целях уменьшения налогооблагаемого дохода по вышеуказанным услугам (вводятся в действие с 1 января 2023 года);
По налогообложению микрофинансовых организаций:
- не признается в качестве дохода, доход от снижения размеров провизий (резервов) для целей исчисления КПН, созданных микрофинансовой организацией в случае уменьшения размера требования к должнику в связи с прощением такой организацией безнадежной задолженности по микрокредиту и вознаграждению по нему в пределах максимального размера соотношения общей суммы прощенных за налоговый период безнадежной задолженности по микрокредитам и вознаграждения по ним к сумме основного долга на начало налогового периода (вводится в действие с 1 января 2024 года);
- не рассматривается в качестве годового дохода физического лица, подлежащего налогообложению, доход от прекращения обязательств по кредиту (займу, микрокредиту) если прекращение обязательств проведено в результате прощения задолженности по кредиту (займу, микрокредиту), выданному банком (микрофинансовой организацией), в том числе по основному долгу, вознаграждению, комиссии, неустойке (пени, штрафу), а также по уплаченной кредитором государственной пошлине (вводится в действие с 1 января 2024 года);
По изменению налогообложения государственных эмиссионных ценных бумаг:
-исключение права по уменьшению налогооблагаемого дохода на сумму дохода в виде вознаграждений по государственным эмиссионным ценным бумагам, а также дохода от прироста стоимости при реализации государственных эмиссионных ценных бумаг, уменьшенных на убытки от реализации государственных эмиссионных ценных бумаг (вводятся в действие с 1 января 2030 года);
- не применяются положения подпунктов 2), 3), 4) и 9) пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса в отношении доходов, полученных банками второго уровня по государственным эмиссионным ценным бумагам, выпущенным Национальным Банком Республики Казахстан (вводится в действие с 1 марта 2024 года);
- исключение льготы в части полного освобождения от налогообложения доходов нерезидентов от КПН в виде вознаграждения по государственным эмиссионным ценным бумагам (вводятся в действие с 1 января 2030 года);
- исключение льготы в части полного освобождения доходов нерезидентов в виде вознаграждения при отсутствии торгов на бирже в соответствии с критериями, определенными Правительством Республики Казахстан (вводятся в действие с 1 января 2024 года);
По налогообложению дивидендов (для юридических лиц резидентов) (вводятся в действие с 1 января 2023 года):
- исключение положений по неприменению корректировки совокупного годового дохода по корпоративному подоходному налогу в части дивидендов по ценным бумагам, размещенным на биржах КАСЕ, МФЦА, если за налоговый период не осуществлялись активные торги на бирже (критерии определяются Правительством Республики Казахстан);
- исключение положения по обложению корпоративным подоходным налогом в виде дохода, облагаемого у источника выплаты дивидендов по ценным бумагам размещенным на биржах КАСЕ, МФЦА, если за налоговый период не осуществлялись активные торги на бирже;
По временной балансирующей плате (вводятся в действие с 1 января 2024 года):
- предоставление права на вычет по расходам, понесенным Национальным оператором инфраструктуры, в связи с оказанием услуг магистральной железнодорожной сети при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом железнодорожному перевозчику, осуществляющему деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа, почтовых отправлений, на безвозмездной основе, в том числе с применением временного понижающего коэффициента в размере 0 к тарифу на регулируемые услуги магистральной железнодорожной сети при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом;
- предоставление права для перевозчика грузов на вычет по расходам по уплаченной временной балансирующей плате (в пределах размеров, установленных государственным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий) оператору локомотивной тяги в пассажирском движении;
- признание оборотом по реализации, получение временной балансирующей платы, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о железнодорожном транспорте, оператором локомотивной тяги в пассажирском движении;
- не признание оборотом по реализации, оказание Национальным оператором инфраструктуры, услуг магистральной железнодорожной сети при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом железнодорожному перевозчику, осуществляющему деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа, почтовых отправлений, на безвозмездной основе, в том числе с применением временного понижающего коэффициента в размере 0 к тарифу на регулируемые услуги магистральной железнодорожной сети при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом;
- предоставление права на отнесение в зачет суммы НДС по товарам, работам, услугам, использованным или которые будут использоваться Национальным оператором инфраструктуры для оказания железнодорожному перевозчику, осуществляющему деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа, почтовых отправлений, услуг магистральной железнодорожной сети при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом на безвозмездной основе, в том числе с применением временного понижающего коэффициента в размере 0 к тарифу на регулируемые услуги магистральной железнодорожной сети при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом;
По индивидуальному подоходному налогу (ИПН):
- предоставление возможности применения вычета профессиональной выплаты за счет средств работодателя при определении налогооблагаемого дохода при исчислении КПН (вводится в действие с 1 января 2024 года);
- не рассматривается в качестве дохода физического лица:
· профессиональная выплата за счет средств работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан (вводится в действие с 1 января 2024 года);
· прирост стоимости при реализации (передаче в качестве вклада в уставный капитал юридического лица) парковочных мест, находящихся на территории Республики Казахстан на праве собственности один год и более с даты регистрации права собственности (вводится в действие с 1 января 2022 года);
· целевые накопления в виде выплаты из единого накопительного пенсионного фонда, а также направленные на индивидуальный пенсионный счет для учета добровольных пенсионных взносов (вводится в действие с 1 января 2024 года);
· материальная выгода от экономии на стоимости товаров, работ, услуг при их приобретении за счет суммы, начисленной за ранее осуществленные покупки или полученные работы, услуги (вводится в действие с 1 января 2018 года);
По имущественному доходу
- признание доходом от прироста стоимости при реализации физическим лицом парковочных мест, находящихся на территории Республики Казахстан на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности (вводится в действие с 1 января 2022 года);
- определение ценой (стоимостью) приобретения, в случае реализации физическим лицом механического транспортного средства и (или) прицепа, ввезенных с территории государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, подлежащих государственной регистрации в Республике Казахстан, находящихся на праве собственности менее года, которые были ранее ввезены на территорию Республики Казахстан, цены (стоимость), указанной в договоре (контракте) или ином подтверждающем документе, в которой учитываются также таможенные и утилизационные платежи, указанные в декларации на товары и уплаченные при ввозе таких механических транспортных средств и (или) прицепов (вводится в действие с 1 января 2023 года);
По обложению единовременных пенсионных выплат
- уточнение порядка удержания ИПН при наличии или заключении с физическим лицом договора пенсионного аннуитета со страховой организацией, а также при единовременной пенсионной выплате физическому лицу, являющемуся получателем пенсионных выплат за выслугу лет (вводятся в действие с 1 июля 2023 года);
- определение размера облагаемого дохода по единовременным пенсионным выплатам из единого накопительного пенсионного фонда в виде суммы единовременных пенсионных выплат за минусом стандартного вычета для лиц, являющихся инвалидами, приравненными к ним лицами, родителями, опекунами, попечителями ребенка с инвалидностью или лица с инвалидностью с детства, а также одним из усыновителей (удочерителей), одним из приемных родителей, принявших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью (вводится в действие с 1 января 2021 года);
- установление ставки акциза на пивоваренную продукцию в размере 90 тенге/литр, в целях унификации ставок акциза в соответствии с соглашением о гармонизации акцизной политики в рамках стран ЕАЭС (вводится в действие с 1 января 2025 года);
По государственной пошлине:
- предоставление отсрочки по уплате государственной пошлины в судах (вводится в действие с 1 января 2024 года);
установление нулевой ставки взамен ставки в 1 МРП по государственной пошлине с подаваемых обращений граждан в Конституционный Суд Республики Казахстан (вводится в действие с 1 января 2024 года);
- исключение заявления по отмене заочного решения суда, из категорий заявлений, подлежащих освобождению от уплаты государственной пошлины в судах (вводится в действие с 1 января 2024 года);
- исключение нормы по освобождению льготной категории физических лиц от уплаты государственной пошлины с подаваемых обращений в Конституционный суд (вводится в действие с 1 января 2024 года);
По налогу на транспортные средства:
- исключение характеристики «на шасси легкового автомобиля» в отношении моторных транспортных средств с платформой для грузов и кабиной водителя, отделенной от грузового отсека жесткой стационарной перегородкой (автомобили-пикапы), относимых к легковым автомобилям (вводятся в действие с 1 января 2024 года);
- изменение уполномоченного государственного органа, представляющего сведения по угнанным (похищенным) транспортным средствам, в связи с изменением процессуального понятия в УПК РК в части регистрации заявления об угоне (вводятся в действие с 1 января 2024 года);
По плате за пользование земельными участками:
- установление порядка уплаты платы по земельным участкам, неиспользуемым в соответствующих целях или используемым с нарушением законодательства Республики Казахстан (вводятся в действие с 1 января 2024 года);
- установление отдельного порядка исчисления и уплаты платы за пользование земельными участками за участки недр в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании на основании лицензии на разведку или добычу твердых полезных ископаемых (вводится в действие с 1 января 2024 года);
По цифровому майнингу:
- освобождение от НДС оборота по реализации криптовалют (вводится в действие с 1 января 2024 года);
установление фиксированной ставки платы за цифровой майнинг в размере 2 тенге за 1 квт/час потребленной электроэнергии и исключение ставки в размере 10 тенге за 1 квт/час потребленной электроэнергии, при потреблении - электроэнергии, произведенной на собственных электростанциях (вводится в действие с 1 января 2024 года);
По всеобщему декларированию:
- установление единого срока представления деклараций как в электронном виде так и на бумажном носителе - 15 сентября года, следующего за отчетным календарным годом (вводится в действие с 1 января 2024 года).
- исключение порядка представления индивидуальными предпринимателями, лицами, занимающимися частной практикой, декларации об активах и обязательствах, о доходах и имуществе по месту нахождения, с представлением такой декларации по месту жительства (вводится в действие с 1 января 2024 года);
- сокращение перечня декларируемых сведений за счет исключения сведений о доходах, облагаемых у источника выплаты, и имуществе, зарегистрированном в Республике Казахстан в связи с поступлением таких сведений от налоговых агентов, уполномоченных органов, организаций и иных источников, исключение составляют лица, на которых распространяется требование Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» (вводится в действие с 1 января 2024 года);
По специальному налоговому режиму розничного налога:
- ограничение права на применение специального налогового режима розничного налога юридическими лицами, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
уточнение порядка определения дохода при применении СНР розничного налога, где полученный доход определяется совокупно, аналогично порядку по определению доходов, установленному статьей 681 Налогового кодекса (вводятся в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
- предоставление права местным представительным органам до 31 марта 2024 года принять решение о понижении ставки по розничному налогу (вводится в действие с 1 января 2024 года);
По налогообложению специальных экономических зон (далее – СЭЗ):
- исключение положений по утверждению перечней приоритетных видов деятельности, осуществляемых на территориях СЭЗ, постановлением Правительства Республики Казахстан (далее – ППРК), в связи с ведением перечня приоритетных видов деятельности, осуществляемых на территориях СЭЗ, уполномоченным органом (Министерством промышленности и строительства Республики Казахстан) (вводится в действие с 1 января 2024 года);
- введение диференцированного подхода к предоставлению налоговых льгот в СЭЗ по принципу «чем больше вложения, тем больше льгот», так срок действия налоговых льгот будет определяться напрямую в зависимости от объема вложенных инвестиций (вводится в действие с 1 января 2024 года).
2. Налоговый контроль по мобильным переводам
Источник: https://www.gov.kz/memleket/entities/kgd/press/news/details/674384?lang=ru
Пресс служба КГД МФ РК
В КГД будут поступать сведения от банков, которые получили в течение каждого из трех последовательных месяцев переводы от 100 разных лиц на личный банковский счет. Банки будут направлять сведения только по тем лицам, которые подпали под данные критерии.
Информация от банков предоставляется поэтапно:
1) с 2023 года – по государственным служащим, приравненным к ним лицам и их супругам (по итогам 2022 года);
2) с 2024 года – по работникам государственных учреждений, субъектов квазигосударственного сектора и их супругам (по итогам 2023 года);
3) с 2025 года – по индивидуальным предпринимателям, руководителям юридических лиц и их супругам (по итогам 2024 года);
4) с 2026 года – по остальной части населения (по итогам 2025 года).
На сегодня информация получена только по государственным служащим, приравненным к ним лицам и их супругам по итогам 2022 года.
Данный проект нацелен на выявление сокрытых доходов и незарегистрированных предпринимателей, так как многие предприниматели получают оплату за товар, услуги посредством мобильных переводов на личные счета (магазины, таксисты и т.д.). Кроме того, зачастую переводы принимаются без выдачи чеков.
В этой связи, рекомендуется предпринимателям принимать оплату на счета, предназначенные для предпринимательской деятельности (бизнес-счета).
Что касается контрольных мер, то на первом этапе будет проводиться камеральный контроль по двум направлениям (проводится анализ, по плану в следующем году):
1) регистрация деятельности в налоговых органах;
2) занижение доходов.
В целом, камеральный контроль направлен на предоставление возможности налогоплательщикам самостоятельно устранить нарушения. В этой связи, будут направляться уведомления с информацией о выявленных нарушениях.
Если налогоплательщик согласен с нарушениями, ему необходимо зарегистрировать ИП либо представить доп. декларацию с отражением незадекларированных сумм доходов (в зависимости от вида нарушения).
Если налогоплательщик не согласен с нарушениями, он вправе представить пояснение об отсутствии нарушений с приложением подтверждающих документов.
При неисполнении уведомления назначается налоговая проверка, в ходе которой с банков запрашивается полная информация по счету и фактически выносится решение о наличии/отсутствии нарушений.
Справочно: за деятельность без регистрации ИП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 15 до 100 МРП. За сокрытие доходов – штраф в размере 200% от суммы неуплаченных налогов (при повторе – 300%). За невыдачу чека – от 15 до 50 МРП.
Контрольные меры не затронут добросовестных налогоплательщиков. Как уже отмечено, контрольные меры коснутся лишь предпринимателей, которые осуществляют деятельность без регистрации либо скрывают доходы. Физические лица могут совершать и принимать мобильные переводы в своих личных целях (переводы родственникам, друзьям, помощь родителям и детям, а также по другим жизненным ситуациям). При этом такие переводы декларировать не нужно, поскольку они не относятся к доходам физического лица.
Декларированию подлежат только те переводы, которые направлены на получение дохода
3. Единый совокупный платеж: что делать в 2024 году?
Источник: https://www.gov.kz/memleket/entities/kgd/press/news/details/673670?lang=ru
Пресс служба КГД МФ РК
Единый совокупный платеж (ЕСП) вводился для граждан:
– доход которых за год не превышал 4,1 млн. тенге (1175 МРП);
– которые оказывали услуги только физическим лицам.
ЕСП вводился временно на 5 лет (с 2019 по 2023 год) и период его применения завершился 31 декабря 2023 года.
В связи с чем, гражданам, уплачивающим ЕСП, с 2024 года, необходимо стать индивидуальными предпринимателями и выбрать подходящий налоговый режим.
Наиболее удобным режимом для таких граждан является специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения «E-Salyq Вusiness».
Удобство данного режима заключается в том, что:
– регистрация в качестве индивидуального предпринимателя производится через специальное мобильное приложение «E-Salyq Вusiness», без посещения налоговых органов;
– мобильное приложение позволяет автоматически вести учет полученных доходов;
– через мобильное приложение выдается чек мобильного приложения, заменяющий чек контрольно-кассовой машины (ККМ), соответственно не нужно приобретать ККМ;
– мобильное приложение исчисляет налог (1% от дохода) и социальные платежи, в соответствии с Социальным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» .
– нет обязательств по предоставлению декларации.
К сведению лиц, сдающих в аренду квартиры, и плативших ЕСП, сообщается, что такие лица могут оплачивать налоги без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и представлять декларацию по индивидуальному подоходному налогу (форма 240.00) раз в год, ставка налога составляет 10 % от дохода.
4. Пилотный проект по прослеживаемости социально значимых продовольственных товаров, каменного угля и зерна на основании ИС ЭСФ (приказ МФ РК от 15.12.2023 года № 1294)
Источник: https://www.gov.kz/memleket/entities/kgd/press/news/details/677565?lang=ru
Пресс служба КГД МФ РК
Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 15.12.2023 года № 1294 «О внесении изменений в приказ Заместителя Премьер-Министра – Министра финансов Республики Казахстан от 13 апреля 2022 года № 405 «Об утверждении Правил реализации пилотного проекта по совершенствованию администрирования прослеживаемых на территории Республики Казахстан социально значимых продовольственных товаров, каменного угля и зерна на основании информационной системы электронных счетов-фактур»» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №33782 от 20 декабря 2023 года), продлены сроки Пилотного проекта до 31 декабря 2024 года.
Кроме того, в связи с утратой силы постановления Правительства Республики Казахстан от 1 марта 2010 года № 145 «Об утверждении перечня социально значимых продовольственных товаров», в рамках пилотного проекта применяется перечень социально значимых продовольственных товаров, утвержденный приказом Заместителя Премьер-Министра – Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 11 мая 2023 года № 166-НҚ «Об утверждении Перечня социально значимых продовольственных товаров» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 32474).
5. Изменения в системе электронной очереди для грузовых транспортных средств при выезде из РК
Источник: https://www.gov.kz/memleket/entities/kgd/press/news/details/678162?lang=ru
Пресс служба КГД МФ РК
С 1 июля 2023 года вступили в силу поправки в Закон РК «О государственной границе Республики Казахстан», которые предусматривают бронирование в системе электронной очереди времени грузовых транспортных средств при выезде из Республики Казахстан.
Система электронной очереди доступна на государственной цифровой платформе «Qoldau», таким образом, формирование очереди ведётся открыто, то есть присутствует общественный контроль над механизмом.
Вместе с тем, с 1 января 2024 года, за оформление электронной очереди с перевозчиков государством будет взиматься оплата. Стоимость оформления через сервис «CarGoRuqsat» составит всего 1 МРП, то есть один месячный расчетный показатель, который будет поступать в бюджет.
Также с участием бизнеса разработана гибкая тарификация, которая дает возможность перевозчику воспользоваться внеочередным или ускоренным проездом, стоимость которого будет составлять 100 МРП.
Сервис электронной очереди «CarGoRuqsat» на платформе Qoldau разработан специалистами АО «Информационно-учетный центр». АО «ИУЦ»,
6. Об утверждении Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска»
Источник: https://www.gov.kz/memleket/entities/kgd/press/news/details/681430?lang=ru
Пресс служба КГД МФ РК
Комитетом государственных доходов разработан проект НПА в рамках предпринимаемых мерах по реализации поручений Главы государства, озвученных на ежегодном Послании от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана» в частности по упрощению процедуры возврата НДС.
При разработке учтены замечания и предложения бизнес-сообщества, которые обсуждены в рамках Рабочей группы по совершенствованию налогового и таможенного администрирования совместно с Ассоциацией налогоплательщиков Казахстана и НПП «Атамекен».
Проект НПА предусматривает оптимизацию возврата превышения НДС путем пересмотра принципов определения условий формирования аналитического отчета «Пирамида» по непосредственным поставщикам, суммы превышения НДС, подлежащей к возврату при установлении нарушений по определенным категориям налогоплательщиков, а также определены признаки риска применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов.(ссылка https://legalacts.egov.kz/arm/admin/viewcard?id=14882508)
7. Расширен перечень видов деятельности для применения СНР розничного налога
Источник: https://www.gov.kz/memleket/entities/kgd/press/news/details/681560?lang=ru
Пресс служба КГД МФ РК
В соответствии с поручением Главы государства с 2024 года расширен перечень видов деятельности, разрешенных для применения специального налогового режима розничного налога (с 190 до 364 видов).
Данное изменение внесено постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2023 года №1240, планируемая дата вступления в силу – 15 января 2024 года.
В связи с чем, налогоплательщикам, желающим перейти на режим розничного налога, необходимо в январе 2024 года представить уведомление о применяемом режиме. Данное уведомление можно подать через мобильное приложение «e-Salyq Business».
Датой начала применения режима будет являться первое число месяца, следующего за месяцем, в котором представлено такое уведомление (т.е. 1 февраля 2024 года).
При этом по итогам 2023 года и января 2024 года предприниматель должен сдать декларацию по тому налоговому режиму, который он применял ранее.
8. Изменился адрес web-приложения «Кабинет налогоплательщика»
Источник: https://www.gov.kz/memleket/entities/kgd/press/news/details/681691?lang=ru
Пресс служба КГД МФ РК
Комитет государственных доходов МФ РК сообщает, что с 19.12.2023 года в связи с заменой SSL сертификата информационная система «Кабинет налогоплательщика» доступен по новому адресу - cabinet.kgd.gov.kz.
9. Что нужно знать о мобильных переводах в 2024 году
Источник: https://www.gov.kz/memleket/entities/kgd/press/news/details/682350?lang=ru
Пресс служба КГД МФ РК
ЗАЧЕМ НУЖНА ПРОВЕРКА МОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОДОВ?
Проверка мобильных переводов нацелена на вывод из тени незаконной предпринимательской деятельности.
Некоторые предприниматели получают оплату за проданный товар или услуги посредством мобильных переводов. Однако данные переводы производятся без применения контрольно-кассовых аппаратов, POS-терминалов и QR-кодов. Соответственно, не выдаются чеки и ущемляются права потребителей.
Следует подчеркнуть, что государство не будет проверять все мобильные переводы.
Под критерии проверки подпадут только лица, получившие мобильные переводы от 100 и более разных лиц ежемесячно в течение трех месяцев подряд. То есть, в случае наличия признаков предпринимателей деятельности.
МОЖНО ЛИ ПЕРЕВОДИТЬ ДЕНЬГИ РОДНЫМ И ДРУЗЬЯМ?
Физические лица, как и прежде, могут совершать и принимать мобильные переводы в своих личных целях: родственникам, друзьям, родителям и детям и по другим жизненным ситуациям. В этом плане никаких ограничений нет.
НЕКОТОРЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ПРИНИМАТЬ ОПЛАТУ БЕЗНАЛИЧНЫМ РАСЧЕТОМ И НАЧАЛИ ТРЕБОВАТЬ ОПЛАТУ ТОЛЬКО НАЛИЧНЫМИ. НАСКОЛЬКО ЭТО ЗАКОННО?
Согласно нормам Закона РК «О платежах и платежных системах», предусмотрены различные способы оплаты – банковской картой, QR-платежом или наличными деньгами (статья 25).
Отказ в принятии безналичных платежей является неправомерным и нарушает права потребителей.
За отказ предпринимателей в принятии платежей с использованием платежных карточек предусмотрена административная ответственность на первый раз предупреждение, при повторном нарушении – штраф в размере 147 680 тенге (40 МРП) (статья 194 КоАП).
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ, ЕСЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПРИНИМАЮТ БЕЗНАЛИЧНУЮ ОПЛАТУ?
О всех фактах отказа приема безналичных платежей необходимо обращаться в органы государственных доходов по месту жительства
КАК БЫТЬ, НАПРИМЕР, ТАКСИСТАМ? ОНИ ЖЕ НЕ МОГУТ С СОБОЙ НОСИТЬ КАССОВЫЕ АППАРАТЫ.
Частным извозчикам необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Сделать это можно через мобильные приложения «e-Salyq Business», «Egov Mobile» и некоторых банков второго уровня («Halyq bank», «Kaspi bank», «BankCenterCredit»).
При этом для приема безналичных платежей можно в режиме онлайн открыть предпринимательский банковский счет, куда будет поступать оплата за оказанные услуги. Для этого нужен лишь смартфон. Носить с собой контрольно-кассовые аппараты и POS-терминалы нет необходимости.
10. Изменения в Правилах применения контрольно-кассовых машин
Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33104684
Пресс служба Zakon.kz
Министерством финансов РК внесены изменения и дополнения в следующие нормативно-правовые акты по вопросам применения ККМ:
1) Правила применения контрольно-кассовых машин - внесены поправки в Стандарт государственной услуги «Постановка и снятие с учета контрольно-кассовых машин (ККМ)»;
2) Правила включения (исключения) моделей контрольно-кассовых машин в (из) государственный (государственного) реестр (реестра) контрольно-кассовых машин - внесены поправки в Стандарт государственной услуги «Внесение новых моделей контрольно-кассовых машин в Государственный реестр контрольно-кассовых машин»;
3) Правила приема, хранения сведений с контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также их передачи в органы государственных доходов оператором фискальных данных - уточнен порядок организации работы оператора фискальных данных;
4) Правила передачи сведений о контрольно-кассовых машинах с функцией фиксации и (или) передачи данных оператором фискальных данных в органы государственных доходов - уточнен порядок передачи сведений в ОГД как в электронном виде, так и на бумажном носителе в случае отсутствия возможности передачи в электронном виде.
Изменения внесены приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов Республики Казахстан от 27 декабря 2023 года № 1326 и вводятся в действие с 14 января 2024 года.
11. СНТ: изменены форма, Правила выписки, Перечень товаров
Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39160682&pos=11;-42#pos=11;-42
Пресс служба Zakon.kz
В Правила оформления СНТ, утвержденные приказом Первого заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК от 26 декабря 2019 года № 1424, внесены поправки в части:
- определения порядка оформления СНТ по товарам, на которые расширен Перечень;
- внесения сведений по остаткам товаров;
- уточнения перечня товаров, на которые распространяется обязанность по оформлению СНТ без применения модуля «Виртуальный склад»;
- предоставления возможности распечатки формы СНТ на бумажном носителе;
- уточнения случаев, при которых не требуется оформления СНТ;
- уточнения порядка осуществления и подтверждения перевозимых товаров через Государственную границу Республики Казахстан;
- исключения ответственности получателя за непредставление либо несвоевременное представление подтвержденной или отклоненной СНТ по товарам, не включенным в Перечень;
- определения случаев, при которых оформленная СНТ не подлежит исправлению и отзыву.
Кроме того, Перечень товаров, на которые распространяется обязанность по оформлению сопроводительных накладных на товары, дополнен новой строкой, в которую включены следующие подакцизные товары:
газохол, бензанол, нефрас, смесь легких углеводородов, экологическое топливо.
Обязательство по выписке СНТ на указанные подакцизные товары вводится в действие с 15 марта 2024 года.
С учетом внесенных поправок в новой редакции изложены форма сопроводительной накладной на товары.
Изменения внесены приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 26 декабря 2023 года № 1321.
12. Изменения в форме и Правилах выписки счета-фактуры
Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39160682&pos=11;-42#pos=11;-42
Пресс служба Zakon.kz
В Правила выписки счета-фактуры в электронной форме в ИС «ЭСФ», утвержденные приказом Первого заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК от 22 апреля 2019 года № 370, внесены изменения в части:
- уточнения применяемых в ИС «ЭСФ» статусов счета-фактуры;
- обязательного указания данных о получателе товара, в том числе о нерезиденте с указанием его идентификационного кода (номера);
- выписки дополнительных и исправительных счетов-фактур в случаях реорганизации юридического лица;
- уточнения случаев, при которых допускается выписка ЭСФ в иностранной валюте;
- предоставления возможности осуществления экспорта по товарам с признаком происхождения «5».
С учетом внесенных изменений в новой редакции изложена форму электронного счета-фактуры.
Изменения внесены приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 26 декабря 2023 года № 1321 и вводятся в действие с 9 января 2024 года.
13. Утверждены МРП, МЗП и другие расчетные показатели на 2024 год.
Статьей 9 Закона установлены с 1 января 2024 года:
1) минимальный размер заработной платы - 85 000 тенге (2023 год - 70 000);
2) минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты - 28 215 тенге (2023 год - 24 341);
3) минимальный размер пенсии - 57 853 тенге (2023 год - 53 076);
4) месячный расчетный показатель - 3 692 тенге (2023 год - 3 450);
5) величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат - 43 407 тенге (2023 год - 40 567).
См. Закон РК от 05.12.23 г. № 43-VIII (вводится в действие с 01.01.24 г.).
14. Поэтапное введение обязательных пенсионных взносов работодателей начнется с 2024 г.
С 1 января 2024 года планируется поэтапное введение обязательных пенсионных взносов работодателей (далее - ОПВР) за счет собственных средств в пользу своих работников, начиная с 1,5% в следующем году до 5% к 2028 году. Таким образом, в старости эти работники будут обеспечены дополнительной накопительной пенсионной выплатой, сообщает пресс-служба Министерстватруда и социальной защиты населения РК.
Данная мера направлена на поддержку молодого поколения казахстанцев, размеры пенсий которых будут напрямую зависеть от их пенсионных отчислений. Их пенсия будет складываться из трех компонентов: базовой пенсии от государства, накопительной - за счет своих отчислений в Единый накопительный пенсионный фонд и условно-накопительной - за счет взносов работодателей.
Введение ОПВР в особенности актуально для граждан, которые не имеют солидарного стажа (до 1998 года), либо чей стаж в солидарной системе незначителен.
Таким образом, учитывая мировую практику, за пенсионное обеспечение граждан будет применена солидарная ответственность с участием государства, работодателя и самого работника.
Необходимо отметить, что расходы работодателя по уплате ОПВР в соответствии с Налоговымкодексом отнесены к вычетам из налогооблагаемого дохода. Соответственно, нагрузка на работодателя останется на приемлемом уровне.
15. Отмена ЕСП
С 1 января 2024 года завершается период применения единого совокупного платежа (ЕСП).
Основная цель введения ЕСП заключалась в привлечении самозанятых граждан в систему медицинского и социального страхования, а также пенсионного обеспечения временно на 5 лет (с 2019 по 2023 год).
ЕСП предназначен для самозанятых граждан, уплативших платеж, с доходом за календарный год не более 1175 МРП, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП, оказывая услуги и реализуя продукцию личного подсобного хозяйства другим физическим лицам.
Вместе с тем лица, оплачивающие данный платеж с нового года могут выбрать один из следующих режимов налогообложения при соответствии условиям:
- Специальный налоговый режим (СНР) на основе упрощенной декларации;
- СНР на основе патента;
- СНР с использованием специального мобильного приложения;
-СНР розничного налога.
При этом предусмотрена возможность занятия предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве ИП, в случае если не используется труд наемных работников, а годовой доход не превышает 12 МЗП.
16. 3 этап всеобщего декларирования
С 1 января 2024 года вводится третий этап всеобщего декларирования, в рамках которого Декларацию об активах и обязательствах (форма 250.00) обязаны представлять руководители, учредители (участники) юридических лиц и индивидуальные предприниматели, а также их супруги.
Форму 250.00 нужно представить в органы государственных доходов не позднее 15 июля - на бумажном носителе, 15 сентября - в электронном виде через web-приложение «Кабинет налогоплательщика» (cabinet.salyk.kz) или мобильные приложения e-Salyq Аzamat, еGov mobile, Halyk.
После представления формы 250.00 в 2024 году, с 2025 года данные лица должны ежегодно представлять декларацию о доходах и имуществе (форма 270.00).
Напомним, на первом этапе, с 1 января 2021 года, декларацию в рамках всеобщего декларирования представили:
- лица, занимающие ответственную государственную должность, и их супруги;
- лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и их супруги;
- лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супруги;
- улица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан» и законами Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности», «О страховой деятельности», «О рынке ценных бумаг», «О противодействии коррупции».
С 1 января 2023 года в Казахстане начался второй этап всеобщего декларирования, на котором декларацию об активах и обязательствах (форма 250.00) впервые представляли работники государственных учреждений и субъектов квазигосударственного сектора и их супруги.
17. Утверждены Правила осуществления, приостановления, возобновления и прекращения профессиональной выплаты за счет средств работодателя
Источник: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2300033811
Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26 декабря 2023 года № 526. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 декабря 2023 года № 33811 Об утверждении Правил осуществления, приостановления, возобновления и прекращения профессиональной выплаты за счет средств работодателя
Профессиональная выплата, предусмотренная пунктами 1 и 2 статьи 127-3 Кодекса, осуществляется после возникновения права через проактивную услугу при регистрации телефонного номера абонентского устройства сотовой связи на портале.
Предоставление заявления на осуществление профессиональной выплаты через проактивную услугу не требуется.
Работник, имеющий право на получение профессиональной выплаты, предоставляет работодателю заявление по форме согласно приложению 1 к Правилам на расторжение трудового договора с работодателем либо о переводе на другую работу, исключающую воздействие вредных производственных факторов.
Работодатель:
на основании заявления работника запрашивает информацию и получает из ИС МТСЗН сведения о наличии факта уплаты обязательных профессиональных пенсионных взносов в совокупности не менее восьмидесяти четырех месяцев;
в течение трех рабочих дней со дня прекращения трудового договора либо перевода на другую работу, исключающую воздействие вредных производственных факторов, вносит в ЕСУТД информацию о прекращении трудового договора либо об изменениях условий трудового договора.
Днем прекращения работником трудовой деятельности на работах с вредными условиями труда или переводе на другую работу, исключающую воздействие вредных производственных факторов, считается день издания акта работодателя о прекращении или перевода на другую работу.
Днем осуществления профессиональной выплаты через проактивную услугу считается день согласия работника на сбор и обработку персональных данных, необходимых для осуществления профессиональной выплаты.
18. Утвержден Производственный календарь на 2024 год
Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32970800
Производственный календарь на 2024 год, Баланс рабочего времени на 2024 год
В 2024 году норма рабочего времени составляет:
- при 40-часовой рабочей неделе: пятидневка - 1984 часа (248 дней × 8,00 часов); шестидневка - 2000 часов (250 дней × 7,00 часов + 50 дней × 5,00 часов);
- при 36-часовой рабочей неделе: пятидневка - 1785,60 часов (248 дней × 7,20 часов); шестидневка - 1800 часов (300 дней × 6,00 часов).
Среднемесячное число рабочих дней на 2024 год составляет: при пятидневной рабочей неделе - 20,67 дней; при шестидневной рабочей неделе - 25 дней.
Среднемесячное число календарных дней на 2024 год составляет 29,42 (без учета праздничных дней).
В связи с совпадением праздничных дней в марте и июле с выходными днями (суббота, воскресенье), предусмотрен перенос выходного дня при пятидневке:
с 23 марта на 25 марта;
с 6 июля на 8 июля.
В 2024 году выходной день - первый день Курбан-айта приходится на 17 июня.
19. Установлена квота на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории РК на 2024 год
Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35348567
Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 28 декабря 2023 года № 532 «Об установлении квоты на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан на 2024 год» (не введен в действие)
В соответствии с подпунктом 4) статьи 11 Закона РК «О миграции населения», установлена квота на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан на 2024 год в процентном отношении к численности рабочей силы:
1) по разрешениям, выдаваемым местным исполнительным органом работодателю в размере 0,23%;
2) на привлечение трудовых иммигрантов в размере 3,1%.
Вводится в действие с 14.01.24 г.
20. Изменены Единые правила исчисления средней заработной платы
Источник: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35174428
Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 12 декабря 2023 года № 504 О внесении изменений и дополнений в приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 908 «Об утверждении Единых правил исчисления средней заработной платы»
Внесены изменения и дополнения в Единые правила исчисления средней заработной платы, утвержденные приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 30 ноября 2015 года № 908.
Внесены дополнения по определению порядка расчета средней заработной платы:
1) при суммированном учете рабочего времени;
2) для исчисления социального пособия по временной нетрудоспособности у работников, работающих по суммированному учету рабочего времени;
3) для исчисления компенсационной выплаты за неиспользованные дни оплачиваемого ежегодного трудового отпуска, в том числе при суммированном учете рабочего времени.
Редакция ДО внесения изменений |
Редакция ПОСЛЕ внесения изменений |
Пункт 7. Средняя заработная плата работника исчисляется путем умножения среднего дневного (часового) заработка на количество рабочих дней (рабочих часов), приходящихся на период события. |
Пункт 7. Средняя заработная плата работника исчисляется путем умножения среднего дневного (часового) заработка на количество рабочих дней (рабочих часов), приходящихся на период события исходя из баланса рабочего времени при пятидневной или шестидневной рабочей неделе. |
Пункт 7-1 отсутствует |
Пункт 7-1. При суммированном учете рабочего времени средняя заработная плата работника, кроме оплаты листа временной нетрудоспособности, исчисляется путем умножения среднего часового заработка на среднедневное количество рабочих часов и количество календарных дней события. Среднедневное количество рабочих часов определяется по следующей формуле: СрдРЧ = СрмРЧ / СрмКД * КДсоб, где: СрдРЧ - среднедневное количество рабочих часов; СрмРЧ - среднемесячное количество рабочих часов при пятидневной или шестидневной рабочей неделе согласно балансу рабочего времени календарного года, действующего на начало события; СрмКД - среднемесячное количество календарных дней без учета праздничных дней согласно балансу рабочего времени календарного года, действующего на начало события; КДсоб - количество календарных дней без учета праздничных дней, приходящихся на период события. При суммированном учете рабочего времени актом работодателя может предусматриваться иной порядок расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников. |
Пункт 7-2 отсутствует |
Пункт 7-2. Средняя заработная плата для исчисления социального пособия по временной нетрудоспособности у работников, работающих по суммированному учету рабочего времени, определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов, пропущенных вследствие временной нетрудоспособности, по графику сменности (графику вахт), составленному работодателем, но не более нормальной продолжительности рабочего времени, установленной балансом рабочего времени на соответствующий год. |
Пункт 15 отсутствует |
Пункт 15. При прекращении трудового договора работнику, который не использовал или использовал не полностью оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск (ежегодные трудовые отпуска), производится компенсационная выплата за неиспользованные им дни оплачиваемого ежегодного трудового отпуска (ежегодных трудовых отпусков). Компенсационная выплата за неиспользованные дни оплачиваемого ежегодного трудового отпуска производится в порядке, предусмотренным пунктом 7 настоящих Правил, со следующего рабочего дня за датой прекращения трудового договора и подсчитываются рабочие дни (рабочие часы), приходящиеся на этот период исходя из пятидневной или шестидневной рабочей недели. При суммированном учете рабочего времени компенсационная выплата за неиспользованные дни оплачиваемого ежегодного трудового отпуска производится в порядке, предусмотренным пунктом 7-1 настоящих Правил, исходя из баланса рабочего времени при пятидневной или шестидневной рабочей неделе. |
Кроме того, дополнение внесено в Приложение к Правилам, и теперь, к выплатам, не учитываемым при исчислении средней заработной платы, также относятся суммы, выплаченные работникам в случае простоя согласно статье 112 Трудового кодекса.